Воскресенье
19.05.2024
01:11
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мельникова Анастасия Николаевна учитель начальных классов
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование творческой личности, умеющей оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуация, действовать инициативно и креативно – является главной задачей для современной начальной школы. Высокоразвитое воображение и умение создавать нечто оригинальное, отличающееся от обыденного – основные составляющие творческой личности.

В современном энциклопедическом словаре понятие «творчество» определяется, как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью [8, 56].

Н.А.Бердяев считает: «Творчество – абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, откровение самой человеческой природы» [7, 35].

А. Карманов выделяет «творчество», как уникальную компиляцию, понятную для творца и непонятную для окружающих.[7, 76].

Высказывания ученых, так или иначе, выделяют общее в понятии «творчество» - это порождение чего-то нового, оригинального и близкого духовно по отношению к своему творцу.

Творческое воображение же базируется на создании новых образов и идей, представляющих определённую ценность.

Для современной начальной школы делается социальный заказ, который предполагает развитие творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы. Также достаточно актуально в современной системе развивающего обучения встаёт вопрос о развитии творчества, как вида деятельности, который имеет развивающую функцию. В настоящее время, очевидно, что дети перестают читать, так как появляется множество источников знаний, и разработка и организация творческих работ для начальной школы помогут развить интерес к литературному чтению в начальной школе.

Для творческого развития на данный момент существует огромное количество перспектив: появляются различные электронные технологии, множество материала для творчества, свободный доступ к различной информации.

Творческие люди - двигатель прогресса, так как само по себе творчество - это создание нового. Привить креативность личности, возможно, начиная с раннего детства, пока больше свободного времени у ребёнка и более развита фантазия. Изучением данной проблемы занимались такие учёные и педагоги, как Г.Н. Кудина, З.Н. Новолянская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец и другие.

Особенно она характерна для нашего государства, в котором долгие годы свободомыслящих, творческих людей притесняли и ущемляли в правах. Сейчас же политическая система страны устойчиво изменилась, есть все возможности для воспитания талантов. Для реализации данных идей необходимо дидактическое обновление образовательного процесса, создание качественно новой системы развития творческой личности. «Погружение в творчество» должно быть обеспечено грамотным сочетанием и чередованием форм, методов и приёмов организации творческой деятельности детей на каждой ступени образования с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, соблюдения принципов доступности. Таким образом, актуальность проблемы диктует вопрос о разработке креативных технологий обучения, развития и воспитания подрастающего поколения [6, с.44].

Бесценную помощь при работе по формированию и развитию творческих способностей младшего возраста оказывают уроки литературного чтения, которые обеспечивают совершенствование личности ребёнка, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию. Этому способствуют различные приёмы и методы, которые учитель использует на уроках литературного чтения.

Я работаю по программе под редакцией Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI века». Материал, предложенный авторами учебников по литературному чтению, даёт богатые возможности и широкий простор для развития у детей творческих способностей.

Работа по развитию речи и творческих способностей начинается на уроках чтения при работе с загадками. Учащиеся сначала учатся отгадывать предложенные загадки, а потом сами их сочиняют.

Следующий этап – это работа со стихотворениями, рассказами, сказками:

  1. подбор рядов  рифм, анализ художественных средств выразительности;
  2. составление фраз на основе антонимов, синонимов, сравнений, преувеличений;
  3. замена неправильно использованных слов, нахождение лучших вариантов.

На следующем этапе начинается проба пера: написание собственных рассказов, сказок. Предлагаю детям следующие задания: рисование иллюстраций, словесное рисование, что является очень хорошим подспорьем для развития творческого воображения на уроках литературного чтения.

Самыми распространёнными считаю задания с текстами – предположи, домысли, нарисуй словами, творчески перескажи – позволяющие включить воображение, которое является основой для развития творческого познания.

В ходе исследования мною были выявлены наиболее эффективные условия развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения. На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  1. В моём формирующем эксперименте я использовала такие средства развития творческих способностей, как творческие задания на уроках чтения, творческие пересказы, упражнения, направленные на развитие литературного творчества школьников (создание газет, журналов, написание стихотворений).
  2. Одним из важных способов развития творческих способностей в начальной школе является включение младших школьников в совместную творческую деятельность во внеурочное время. Участие школьников в творческой деятельности на внеклассных мероприятиях наиболее ярко демонстрируют уровень интереса к выполнению творческих заданий. В этом эксперименте данный способ я реализовала через сочинительскую деятельность детей (сочинение загадок, стихотворений, сказок).

Приведу пример, после изучения стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» (Начальная школа XXI века 3 класс) можно дать творческую работу: написать рассказ об осени [3, c. 122-123].

Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника общепризнана творческая деятельность ребёнка. Творческая деятельность предполагает работу не только на основе прочитанного произведения, но и собственное авторское творчество. В современном обучении чтению и литературе реализуется лозунг, выдвинутый известным методистом М.А. Рыбниковой: «От маленького писателя к большому читателю» [5, с.5].

В программе Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко «Азбука словесного искусства» заложено обязательное написание сочинений-подражаний с установкой на определённый сюжет. В программе «Литературное чтение» В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой есть блок «Обогащение и развитие творческой деятельности, опыта, направленного эмоционально-чувственного отношения к действительности».

Для развития творческого воображения на уроках литературного чтения можно применить следующий вид деятельности: например, журнал «Небылица».

Урок литературного чтения в начальной школе проводится в виде соревнования. Класс делится на две команды. Каждая команда – это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку. На самом интересном месте ведущий останавливает со словами: «Продолжение следует в журнале «…» в номере «…». Учащийся, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Учащийся должен сказать: «Продолжение следует в журнале «…» в номере «…». Прервать сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «…» в номере «…».

Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности. Л.С. Выготский придавал большое значение воображению: «Активизация воображения личности не происходит сама по себе, а для этого необходимо целенаправленное психолого-педагогическое воздействия». Из этого следует, что дальнейшее становление творческого воображения младшего школьника зависит, прежде всего, от методов и приёмов развивающего обучения и воспитания, которые учитель применяет на уроках литературного чтения.

Л.С. Выготский пишет, что различают два вида воображения: активное и пассивное. Пассивное воображение протекает без заранее поставленной цели и появляется в сновидениях, грезах, иллюзиях. Активное воображение отличается целенаправленностью и сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего воображения, творческого воображения и мечты. В школьном возрасте воображение включено в процесс учения и творческую деятельность. В преподавании всех учебных предметов, и в частности литературного чтения, открываются большие возможности формирования воссоздающего и творческого воображения. Необходимо как можно больше включить в практику виды деятельности, направленные на активизацию процессов воображения [2, с.98].

Выполнение заданий на создание собственных произведений способствуют развитию творческого воображение младшего школьника, а также содействуют развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, расширению познавательных и творческих возможностей. Развитие творческого воображения учащихся, а также повышение мотивации к уроку «литературное чтение» зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.

Разработанные задания и упражнения, применяемые систематически, развивают творческое воображение учащихся на уроках литературного чтения.

Используя метод иллюстрирования на уроках чтения, нужно иметь ввиду то, что существуют формы иллюстрирования различной сложности, которые необходимо вводить постепенно, начиная от простого к сложному. Первостепенно необходим анализ иллюстраций и картин, включающий в себя работу над иллюстрацией – портретом, анализ группового портрета и сопоставление иллюстрации и текста; а только затем можно использовать словесное рисование со зрительной динамической опорой; графическое рисование отрывка, с последующим выборочным чтением текста, составление диафильма к изучаемому литературному произведению; драматизацию и музыкальное иллюстрирование [1, с.35].

Для развития творческого воображения на уроках литературного чтения, предлагаю те упражнения, использование которых на каждом уроке, в системе, обязательно поможет развитию воссоздающего и творческого воображения на уроках литературного чтения.

I. Упражнения, направленные на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

Для полноценного восприятия стихотворения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что волнует, удивляет и радует персонаж. Для усиления эмоционального восприятия учащимся предложите следующие задания:

· Какие чувства при чтении возникли у вас: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

· Обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того, чтобы передать свою радость, восхищение, огорчение, восторг, грусть и т.п.

· Найдите в тексте слова, передающие настроение автора;

· Придумайте или подберите мелодию к прочитанному произведению [4, с.51].

II. Упражнения, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников.

Пробуждение воображения и фантазии учащихся необходимо на каждом уроке. Ведь, чтобы развивать воображение школьников, нужна систематическая и кропотливая работа. И данные упражнения помогут в этой деятельности любому учителю.

· Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.п.

· Подберите словесную иллюстрацию к выбранному вами отрывку или нарисуйте её сами;

· Какие строки произведения подходят к вашей иллюстрации? [4, с. 61].

III. Упражнения, направленные на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.

Работа над образным языком очень важна. Она способствует развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся, приближает к творческому процессу. Именно выразительные средства языка, красоту поэтических выражений должны понимать дети.

· Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;

· Изменится ли описанный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору?

· Найдите в тексте образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору;

· Найдите эпитет и слово, которое он определяет [4, с.137].

IV. Упражнения, направленные на выражение личностного отношения.

Любому учащемуся нужно чувствовать настроение автора, произведения в целом, уметь выражать своё отношение к прочитанному и к каждому герою в отдельности. Предлагаю упражнения, которые помогут выражению личностного отношения:

· Какие настроения автора вы почувствовали?

· Поделитесь с товарищами, родителями своими впечатлениями об услышанном;

· Выразите возникшее у вас чувство;

· Расскажите о своём отношении к воображаемой после прочтения картине. [4, с.36].

Каждому учителю необходимо помнить, что важным методическим условием формирования у учащихся творческого и воссоздающего воображения с помощью иллюстрирования является система форм иллюстрирования, расположенных от простого к сложному.

На таком уроке литературного чтения развивается не только творческое воображение, но и закладываются основы духовности и нравственности.

 

Список использованной литературы:

  1. Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения в первом классе. /Т.А. Биржевая // Начальная школа. – 2011. - № 7. – С. 35.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя. Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991, 345 с.
  3. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение. 2 класс. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2006 , 176 с.
  4. Каландарова, Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс. Н.Н. Каландарова. – М.: ВАКО, 2009. – 160 с.
  5. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков. В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007, 334с.
  6. Новолодская, Е.Г. Валеологические спектакли. / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. - 2006. - №5. - С. 12.
  7. Серавин, А.И. Исследование творчества. А.И. Серавин. - СПб.: «Копи-Парк», 2005. - 200 с.
  8. Современный Энциклопедический Словарь // Большая Российская Энциклопедия. - М, 1997. – 601 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: Anastasija (17.01.2016) | Автор: Мельникова Анастасия Николаевна E
Просмотров: 2368 | Теги: творчество, приёмы, Литературное чтение, творческая деятельность, творческая личность, активное и пассивное воображение, творческое воображение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz